|
|
||||||||||
|
Кто он - творец японского чуда?Тимохин Д.В. Япония. Окончание второй мировой войны. Император, который до тех пор никогда не обращался непосредственно к народу, сказал, что ближайшее будущее японского народа будет мрачным. Он объявил, что мы, «возможно, проложим путь к прочному миру для всех грядущих поколений», но при этом придется «вынести невыносимые страдания». Он убеждал Японию смотреть вперед. «Объединяйте все свои силы во имя созидания для будущего»,— сказал он. И он призвал страну «идти в ногу с прогрессом во всем мире» Сокрушительное поражение Японии во второй мировой войне дало мощный импульс социально‑экономическому развитию страны, привело к устранению многочисленных экономических и политических препон, мешавших более свободному и естественному развитию капиталистического способа производства, рыночного механизма, интеграции Японии в мирохозяйственные связи. Основными факторами, способствовавшими высоким темпам экономического роста, были: коренная реконструкция промышленности и других отраслей экономики на базе новейшей техники и технологий; высокий уровень валовых внутренних инвестиций в государственных расходах (их доля в ВНП составляла 30-35%); относительное уменьшение затрат на социальные нужды; наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Действие названных и ряда других факторов развертывалось в условиях усиления мер государственного монополистического регулирования экономики. Ведущие отрасли промышленности получили правительственную помощь в виде беспошлинного импорта оборудования, практики ускоренной амортизации, займов, субсидирования экспорта, защита от иностранной конкуренции, налоговых льгот, квот на сырье и т.д. Правительство Японии содействовало кредитованию производственных компаний, что обеспечивало высокий уровень инвестиций, а отложенные прибыли облагались более низкими налоговыми ставками, чем личные доходы, что способствовало накоплению капитала и росту сбережений. Высокие косвенные налоги также стимулировали сбережения. Структура государственных расходов была подчинена интересам наращивания частных производственных инвестиций. Эти экономические рычаги способствовали перераспределению материальных, трудовых и финансовых ресурсов в пользу наиболее быстроразвивающихся отраслей и корпораций. Безусловно, следует признать заслугу американской оккупационной администрации, под влиянием которых и формировались данные решения и которая много сделала для интенсивного роста в Японии. Привлечение американских экспертов (Дж. Доджа, Э. Деминга, Дж. Джурана, А. Фейгенбаума, В. Дрейпера и др.) оказало большое положительное влияние на японскую экономику, основанную на производстве высококачественной продукции. Деминг был первым из тех, кого теперь называют «американскими гуру качества», посетивших Японию. Вскоре за ним последовали Дж. Джуран и А. Фейгенбаум. Он оказал величайшее влияние на возрождение послевоенной Японии. В 1951 г. была учреждена премия им. Деминга (Demings Prize) за качество и надежность продукции для японских предприятий, которая выплачивалась из доходов от издания его книги, основанной на лекциях, прочитанных в 1950 г. Его методы статистического контроля качества были быстро и с энтузиазмом восприняты японскими инженерами, особенно на уровне производственных предприятий. Их применение, стимулируемое хорошо организованной информацией об успешных практических результатах, быстро распространялось. Сегодня Деминга за его вклад в японское качество считают национальным героем Японии. В 1960 г. император наградил его орденом Священного Сокровища второй степени – наиболее почетной для иностранцев японской императорской наградой. Премия им. Деминга стала одной из наивысших наград в промышленности страны. Многие компании и специалисты стремятся получить эту, пожалуй, самую почитаемую награду в области качества. Также следует привести мнение Ли Якокки - топ - менеджера компаний "Форд" и "Крайслер": "Не будем заблуждаться: наша экономическая битва с японцами означает грозную опасность для будущего США. Мы столкнулись с могущественным конкурентом, и, при прочих равных условиях, нам еще повезет, если удастся удержаться с ним на одном уровне. Но прочие условия отнюдь не одинаковы. Поле, на котором развертывается сражение, не является ровным. Оно имеет сильный уклон в пользу Японии. В результате мы ведем игру одной рукой, тогда как другая привязана к спине. Неудивительно, что мы проигрываем войну! Начать с того, что японская индустрия не выступает в одиночку. Она прочно опирается на помощь своего правительства, поддерживая с ним тесные связи через посредство министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). В функции этого министерства входит определение особо приоритетных отраслей и оказание им помощи в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Американский наблюдатель может воспринимать МВТП как скопище мелкотравчатых бюрократов, назойливо вмешивающихся не в свое дело. В действительности оно таковым не является. В Японии государственный аппарат вбирает в себя много высокообразованных и одаренных молодых людей. Если еще учесть, что наибольшим престижем в правительстве пользуются министерства экономического профиля, можно получить некоторое представление о том, какие таланты привлекает к себе МВТП. Хотя оно и допустило некоторые кардинальные ошибки, но в целом его воздействие на развитие японской индустрии оказалось просто поразительным. Когда Япония приступила после войны к восстановлению своего хозяйства, ее правительство определило автомобильную, сталелитейную, химическую, судостроительную промышленность и машиностроение в качестве приоритетных отраслей. Иными словами, судьба японского хозяйства не была пущена на волю волн, не была поставлена в зависимость от свободной игры рыночных сил. Однако Япония - это не Советский Союз, экономика которой построена на всеобъемлющем планировании. Отнюдь нет. Но Япония имеет систему ориентиров и приоритетов, позволяющую правительству и промышленности сотрудничать в достижении своих национальных целей. В результате японская автоиндустрия была взлелеяна целым рядом стимулов: государственными займами, сокращением сроков амортизации, помощью в области научных исследований, протекционистскими мерами против импорта и запрещением иностранных инвестиций. Под комплексным воздействием всех этих мер японская автомобильная промышленность прошла путь от годового выпуска в 100 тысяч машин в середине 50-х годов до 11 миллионов теперь. Но и независимо от того, какую помощь оказывали японским автостроителям, они все равно заслуживают нашего уважения и восхищения. Они показали себя мудрыми плановиками и конструкторами. | |||||||||
Они не просто сидели за своими защитными барьерами и жирели. Напротив, менеджеры, акционеры, правительства, банкиры, поставщики и рабочие - все действовали воедино. Используя новейшую технологию, они сконструировали машины мирового класса". Пожалуй, данное высказывание, наиболее точно характеризует причины так называемого "японского экономического чуда". Отвечая на вопрос, кто является творцом японского чуда, можно с уверенностью сказать - "трудолюбивый, дисциплинированный, бережливый, сплоченный японский народ". Какими бы правильными и разумными не были решения, принимаемые под влиянием американской администрации, какие бы эксперты не посещали страну с различными рекомендациями - они не стоили бы ровным счетом ничего, если бы не желание, энтузиазм и амбициозность с которыми японцы взялись за дело. «Богатство Японии – это ее народ» – начиналась одна из книг о послевоенном развитии страны. С этим нельзя не согласиться. Ведь, вопрос не в том: "Какое положение ты занимаешь сегодня?", вопрос в том: "Чего ты хочешь добиться завтра?". Все зависит только от нас самих. В публикации использованы материалы: из Большой Советской Энциклопедии, из книг "Сделано в Японии" (авт. А. Морита), «Всеобщее качество в российских компаниях» (авт. В. Лапидус) "Карьера менеджера" (авт. Ли Якокка), "Сочинения в двух томах." (авт. И.А.Крылов). |
Когда в товарищах согласья нет, | |||||||||
| ||||||||||
This site is © Copyright Dmitry Timokhin 2007 |
||||||||||